Авторские страницы |
Авторское правоМатериалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.
Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.
Новые авторские публикации
Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2022 г. Станислав КОСТЫГОВ
Александр Ефимович Измайлов и Бежецк
Хотелось бы поделиться с земляками случайной находкой. Это стихотворение нельзя отнести ни к шедеврам русской литературы, ни к жемчужинам бежецкого краеведения. Оно такое, какое есть. Таким увидел наш город и порядки, царившие в местном управлении, известный литератор и баснописец, а по совместительству и тверской вице-губернатор А. Измайлов осенью 1827 года. Для лучшего восприятия произведения – краткие сведения о его авторе и краткие комментарии некоторым понятиям, которые сложны для восприятия современного читателя. Стихотворение публикуется в редакции журнала «Русская старина» т. 14 за 1875 год с комментариями «малоизвестное» и «не бывшее в печати». Александр Ефимович Измайлов (1779–1831). Высокопоставленный чиновник и литератор – поэт, переводчик, журналист и прозаик. Автор нравоучительных романов и повестей – «Евгений, или Пагубные последствия дурного воспитания и сообщества», «Ибрагим и Осман», «Бедная Маша». Но в истории русской литературы Измайлов, прежде всего, остался как баснописец. В 1802 году вступил в Вольное общество любителей словесности. В 1809—1810 годах выпускал вместе со своим другом и единомышленником Александром Беницким журнал «Цветник». Затем участвовал в издании «Санкт-Петербургского вестника» (1812) и «Сына отечества» (1817). С 1818 по 1826 год занимался изданием журнала «Благонамеренный», в чем ему охотно помогал его племянник П. Л. Яковлев…
Читать публикацию С. Ю. Костыгова
Участники Сообщества «Бежецкий край» социальной сети «ВКонтакте» могут написать комментарии и дать предложения по публикации Станислава КОСТЫГОВА на «Стене сообщества».
|
|
Один день на XV Гумилёвском фестивале в БежецкеРазмышления постоянного участника фестиваля* * *
В этом году изначально что-то пошло не так. Было такое ощущение, что ехать на фестиваль не стоит… Вызвано это было длительной перепиской с Комитетом по культуре администрации и моими соратниками из других городов России, организацией Круглого стола, на котором я хотела выступить с докладом «Четыре версии расстрела Николая Гумилёва на Всеволожской земле» и кустами селекционной сирени «Вечерний звон», которые я планировала привести в Бежецк, а бежечане от неё отказались, сославшись на то, что в городе нет места для посадки этой великолепной сортовой сирени. Было такое чувство, что бежечане нас в этом году не ждут. Возможно, если бы я участвовала в первом фестивале, у меня не с чем было бы сравнивать, но я приезжаю в Бежецк уже в четвёртый раз и имею возможность наблюдать, участвовать и сравнивать. В этом году впервые я не чувствовала себя причастной ко всему, что происходило на фестивале. Не было объединяющего всех нас настроения и вдохновения, сопричастности всех и каждого к событиям фестиваля. Из Петербурга мы приехали втроём на ночном поезде – Надежда Вениаминовна Лукницкая, искусствовед, внучатая племянница Павла Николаевича Лукницкого и Романенко Елена Александровна, главный библиотекарь отдела национальных литератур Российской Национальной библиотеки. Расселились, кто в квартиру, кто в гостиницу в ожидании открытия Фестиваля. Дружной компанией мы, москвичи и петербуржцы, поселились в маленькой гостинице «Старт» на окраине Бежецка, рядом с которой голосили петухи, возвещая всю округу о наступлении нового дня. В это раннее утро была доброжелательная, тёплая и ласковая погода. Совсем не хотелось ложиться спать, и я пошла на «бабушкин» рынок за бежецкими яблоками. Невозможно не восхищаться этими провинциальными рынками, наполненными овощами и фруктами, выращенными на своём огороде! Прогулки по Бежецку сами по себе достопримечательны, ведь это город, в котором сохранились целые кварталы деревянного зодчества конца XIX, начала ХХ века. Прискорбно одно обстоятельство – в этих исторических домах, пронизанных духом старины, каждый год меняют окна на стеклопакеты, и они теряют свою самобытность. Администрации города нужно уже сейчас задуматься над этим и, возможно, оказать поддержку малому предприятию, которое хотело бы заниматься реставрацией и установкой окон на старинных бежецких зданиях. Это можно сделать в рамках программы поддержки малого бизнеса. На эти цели малое предприятие может получить региональный или федеральный грант.
В 10:00 нас позвали на панихиду по убиенному Николаю, которая проходила в Кафедральном соборе Спаса Нерукотворного. Это было чрезвычайно важно в год 100-летия расстрела Николая Степановича. Как выяснилось, панихида не была запланирована и на её проведении настоял Полушин Владимир Леонидович, руководитель секции по литературному наследию Н.С. Гумилёва в Союзе писателей России. После панихиды священник с хором направились к могилам Анны Ивановны Гумилёвой и Александры Степановны Сверчковой совершать литию. К сожалению, мы были лишены возможности принять в ней участие, так как в 11:00 начиналось открытие фестиваля у памятника Гумилёвым-Ахматовой, и все направились на улицу Большую.
По традиции у памятника выступают гости фестиваля, приехавшие из других городов. В этот раз слово было предоставлено только бежечанину Чистобаеву Анатолию Ивановичу, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, профессору Санкт-Петербургского Государственного университета. Ни москвичам, ни петербуржцам, ни представителям Ленинградской области слово предоставлено не было, и они по этому поводу слегка недоумевали. Как правило, на предыдущих фестивалях слово предоставлялось гостям из всех регионов нашей страны, которые приехали за свой счёт в Бежецк, чтобы поделиться своими знаниями и поприветствовать жителей прославленного на всю Россию города, земляками, которого являются Львовы-Гумилёвы.
После открытия фестиваля мы переместились в центральную библиотеку им. В.Я. Шишкова на заседание Круглого стола, посвящённого 100-летию со дня расстрела Николая Гумилёва, который был хорошо организован администрацией библиотеки. В заседании приняло участие 8 докладчиков. Это были довольно таки интересные доклады, которые, я уверена, могли бы послушать бежечане, интересующиеся историей рода Гумилёвых. К сожалению, слушателей было очень мало, и мы практически выступали друг перед другом. В таком формате мы выступаем на научно-практических конференциях, семинарах, а в Бежецк приезжаем выступать перед жителями города и хочется, что бы бежечане были об этом оповещены и имели возможность принять участие в этом событии. Большое впечатление на меня произвели доклады литературного критика, внука поэта-акмеиста Сергея Евгеньевича Зенкевича «Память Николая Гумилёва, увековеченная в творчестве Михаила Зенкевича», Надежды Вениаминовны Лукницкой «Лукницкие на государственной службе России». Очень интересное исследование провела Елена Александровна Романенко, главный библиотекарь отдела национальных литератур Российской национальной библиотеки из Санкт-Петербурга. Нам представлена была библиография переводов произведений Н.С. Гумилёва на языки народов СССР. Большую благодарность хочется выразить краеведу Светлане Николаевне Лобановой, которая в своём докладе «Хотелось бы всех поимённо назвать», рассказала о первых ахматовско-гумилёвских встречах на Бежецкой земле». Это интересная история о подвижниках 70-х, 80-х годов создавших и бережно хранивших литературную традицию долгие годы. Я уверена, что объединив два доклада С.Н. Лобановой и Л.А. Богдановой , создателя и первого руководителя «Дома поэтов» в Градницах, может получиться увлекательная книга воспоминаний, полезная краеведам и гумилёвоведам.
Приятное впечатление на меня произвёл театральный этюд «Слово – это Бог», в котором были заняты студенты высших учебных заведений Алина Худякова, Данила Шорин, Константин Дупилев, Максим Меречаннский, и Андрей Лобанов. Надо отдать должное режиссёру и постановщику Инне Евгеньевне Новиковой, которая на каждом фестивале радует нас замечательными выступлениями своих воспитанников. Глава МО «Бежецкий район» Игорь Анатольевич Павлов всех нас немного удивил. Он почему-то сел к зрителям и даже не выступил с приветствием участников Круглого стола. Было такое впечатление, что это событие его мало интересует. Посидев 20 минут он и вовсе удалился с заседания. Когда подошла моя очередь вручить привезённые альманахи «Кронштадтское восстание. Трагический март 1921 года» и «История города Кронштадта», то сотрудникам библиотеки пришлось его догонять и возвращать в зал. Отдельно хочу сказать об этих изданиях. Это альманахи изданные в этом году в городе Кронштадте, на родине Николая Степановича Гумилёва. Альманах повествующий о кронштадтском восстании в Северо-Западном федеральном округе считается уже редким изданием, так как он вышел тиражом 300 экз. Я специально ездила к главе МО «Город Кронштадт», чтобы получить 1 экз. для Бежецка. Надеюсь, что он займёт достойное место в библиотеке В.Я. Шишкова. В альманахе «История города Кронштадта» можно прочесть три авторских статьи, посвящённые 135-летию со дня рождения Н.С. Гумилёва.
Перед самым началом Фестиваля, мы узнали, что Круглый стол, запланированный в библиотеке В.Я. Шишкова зачем-то разделили на два Круглых стола, которые проходили в один и тот же день и час на разных площадках. Таким образом участники этих Круглых столов не имели возможность не только участвовать совместно в мероприятии и послушать доклады друг друга, но и даже познакомиться друг с другом. Сложилось впечатление, что все приезжие из других регионов участники были намеренно разделены на две изолированные друг от друга группы. В предыдущих фестивалях никогда не было такой практики. Мы всегда были вместе и имели возможность познакомиться, поделиться новостями, обменяться опытом, контактами и подружиться на долгие годы. Ведь этот фестиваль призван объединять, а не разъединять гумилёвоведов России. После заседания Круглого стола нам предложили поехать в деревню Слепнёво, ныне урочище Слепнёво. Как таковой деревни, в которой было родовое поместье Львовых-Гумилёвых давно уже нет. Остался только двухсотлетний дуб, свидетель тех далёких времён. Несколько лет подряд я пыталась проехать в Слепнёво, но никто, даже таксисты не знали, что в 10 км. от Бежецка есть такое место. Пройти туда пешком мне тоже не удалось – огромная территория охотничьего заказника обнесена забором. И вот наконец-то нам повезло и мы на стареньком, но надёжном автобусе отправились в Слепнёво. По пути мы остановились в Грвдницах, где у музея «Дом поэтов» разместился палаточный лагерь бежецких школьников и учителей. Там нас любезно угостили чаем с бутербродами и конфетками, и мы отправились в путь. Сначала мы ехали на автобусе по абсолютному бездорожью, без каких бы то указателей, преодолев два контрольно-пропускных пункта, мы даже немного заблудились. Затем около двух км. мы шли пешком. Так что добраться до этого места действительно не просто. Когда мы поднялись на пригорок и увидели дуб, все воскликнули «Наконец-то добрались! Вот он легендарный дуб!», бросились его обнимать. Чем же знаменито это место? Почему оно так притягивает почитателей поэзии Николая Степановича и Анны Андреевны? В 1854 году в Слепнёво родилась Анна Ивановна Львова (в замужестве Гумилёва), мать поэта Николая Степановича Гумилёва. До 1894 года владельцем Слепнёва был контр-адмирал Лев Иванович Львов. После его смерти оно перешло вдове Любови Владимировне, а затем сёстрам адмирала: Варваре, Агафье и Анне. Распоряжалась имением Анна Ивановна Гумилёва-Львова (1854–1942), мать поэта Николая Степановича Гумилёва. Николай Гумилёв приезжал в усадьбу с 1908 года, а с 1911 по 1917 годы сюда каждое лето приезжала Анна Андреевна Ахматова. Она написала в Слепнёве около 60 стихотворений. Десять стихотворений сочинил в Слепнёве Н.С. Гумилёв. В слепнёвском доме прошло детство сына поэтов, известного историка, географа и востоковеда Льва Николаевича Гумилёва. Судьба этого дома связана также с пребыванием здесь художника Дмитрия Бушена и поэта, художника, общественного деятеля Елизаветы Кузьминой-Караваевой, ставшей впоследствии деятелем французского Сопротивления и канонизированной Константинопольским патриархатом.
Целый час участники фестиваля с вдохновением читали стихи у дуба-исполина. Было такое впечатление, что все пришли поклониться своему старейшине и духовному наставнику и пообщаться с ним. Это дерево все гладили и обнимали, как своего давнего-давнего друга. К сожалению, слепнёвский дуб болеет и требует лечения и стяжки ветвей. Если этим вопросом не заняться в ближайшее время, дерево может погибнуть, так как его сердцевину поедает серно-жёлтый (лат. laetiporus sulphureus) гриб-трутовик. Данный вид грибов растёт на живых стволах различных деревьев, таких как дуб, тополь, липа. Я написала главе Бежецкого района Павлову И.А. заявление о том, чтобы он принял срочные меры к обследованию и лечению этого дерева. Мне удалось выяснить, что слепнёвский дуб в 2018 году внесён в Национальный реестр старовозрастных деревьев России.
Я попыталась исследовать территорию и найти хоть какие-то остатки от родового поместья Львовых-Гумилёвых. Нашла несколько камней от фундамента и груду кирпичей, поросших толстым слоем мха. Удивительно – прошло всего лишь 60 лет, а от замечательного поместья не осталось и следа. И только одинокий, больной дуб, доживает свой последний век. На обратном пути нам встретилась лосиха с лосёнком, стая тетёрок выпорхнула прямо «из-под колёс», большая стая журавлей готовилась к отлёту в тёплые края. Во время поездки нас сопровождал Яковлев Эдуард Викторович, который был нашим надёжным «навигатором» в пути. Из Слепнёво мы вернулись прямо в кафе «ГумиЛев», в котором нас ожидали бежецкие поэты из ЛИТО «БЛиК». Как превосходно они читали стихи! Слушать людей, влюблённых в свой край, хранящих его историю и традиции, было большим удовольствием. Благодарю вас сердечно, дорогие друзья!
К сожалению, в этом году участники Гумилёвского фестиваля, не смогли попасть в музей «Дом Поэтов» в Градницах, чтобы почтить память любимого поэта в его родовом доме. Музей был закрыт, хотя его руководитель – Елена Ивановна находилась внутри и на особо настойчивые просьбы разрешить посмотреть музей приехавшим издалека почитателям, выходила и отвечала, что она плохо себя чувствует. Но, как мы узнали позже, избранным людям по условленному стуку, она музей открывала, и посмотреть разрешала… Мы, гумилёвоведы, приехавшие из других регионов России, не были причислены к этим «избранным», поэтому так и уехали разочарованные и совершенно обескураженные таким приёмом участников фестиваля. В заключении своего повествования, мне хотелось сказать добрые слова в адрес женщины, которая была всегда рядом с нами и пыталась обеспечить наше комфортное пребывание на Бежецкой земле. Она организовывала, руководила, соучаствовала и сочувствовала и в то же время, её не очень было заметно в нашей творческой среде. Галина Яковлевна – это я о вас! Спасибо вам, талантливый организатор! Ирина Гуреева-Дорошенко,
Участники Круглого стола
|
||
|
||