РОДОСЛОВИЕ: Александра Ивановна Загадашникова


SVN

Владимир Сорокин


 

Публикации на сайте


РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН:
«Игуменья София» (Любовь Алексеевна Ососкова)
РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН:
«Игуменья Антония» (Александра Ивановна Загадашникова)
РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН:
Пётр Александрович Плетнёв
РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН:
Нил Александрович Попов

Авторское право


Материалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.


Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2020 г.

Владимир СОРОКИН

 

 

РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН

Игуменья Антония

Александра Ивановна Загадашникова – вторая настоятельница
Бежецкого Благовещенского женского монастыря

 

 

Подгородняя Макарьева Слобода

Родословие второй настоятельницы Бежецкого Благовещенского женского монастыря игуменьи Антонии, в миру Александры Ивановны Загадашниковой, своими корнями уходит к бобылям Подгородней Макарьевой Слободы в городе Бежецке. Здесь, наверное, нужно вспомнить, что поселение под Бежецком Макарьева Слобода образовалось на землях небольшого мужского монастыря под названием Макарьева пустынь. К сожалению, сведений об этом монастыре сохранилось немного. Вот что рассказывает о нем исследователь истории Бежецкого края А. С. Дворников.

«Макариева пустынь под Городецким посадом. Время основания точно не известно, в XVI в. она уже существовала. По данным члена ТУАК И. Н. Постникова, основание обители относится к 30-м гг. XV в., когда монастырь получил земельные пожалования от князя Дмитрия Красного. В 1615 г. по грамоте царя Михаила Федоровича пустынь приписали к Троице-Сергиеву монастырю. Упоминается в сотной 7135 года с писцовых книг г. Городецко 7133 года (1627 г.). Упоминается в документах 1650–1685 гг. В переписной книге 1678 г. упоминается «слобода Макариева, а в ней церковь Троицы. У церкви двор попов». Макариева слобода при монастыре в XVII–XVIII вв. представляла собой значительное поселение. В XIX – начале XX в Макариевой слободе существовала приходская церковь и кладбище» [1].

К этому добавим, что в начале XVIII века церковь в Макарьевой Слободе называлась Рождества Пресвятой Богородицы. Как и другие церкви города Бежецка и Бежецкого уезда, она была в составе Новгородской епархии. И только в 1776 году все бежецкие церкви были переведены в Тверскую епархию.

Церковные документы свидетельствуют, что поселение Макарьева Слобода в XVIII веке, а наверное, и раньше, делилось на две части – Напольная Линия и Моложская Линия. Видимо, Моложская Линия свое название получила по расположению у берега реки Мологи, а Напольная Линия образовалась с другой стороны дороги в сторону города Кашин – «на поле», откуда и пошло ее именование. В исповедной ведомости 1794 года впервые приведено и название селения, в котором жили крестьяне Напольной линии: «Деревни Напольной Новой Слободы Экономической Присецкой вотчины крестьяне».

И далее.

1800 год: «Экономического ведомства Присецкой вотчины деревни Новой Слободы» крестьяне;

1810 год: «Бежецкого уезда казенной Княжевской волости деревни Новой» крестьяне;

1833 год: «Бежецкого уезда Казенной Княжевской волости Новой Слободы крестьяне» [2].

Как видно из приведенных выписок из исповедных ведомостей, речь здесь идет или о деревне Новой, или о деревне Новой Слободе. И то и другое селение обозначено на карте Менде в середине XIX века [3]. Но документы расположенной неподалеку церкви приселка Княжево показывают, что деревня Новая входила в ее приход. Отсюда следует, что в приходе церкви Подгородней Макарьевой Слободы жили крестьяне «Деревни Напольной Новой Слободы Экономической Присецкой вотчины», которая позднее стала именоваться просто Новая Слобода.

 

 

По отзывам местных жителей, деревня Новая Слобода сохранилась до нынешнего времени. Она же показана и в Атласе «Тверь. Тверская область» за 2008 год.

 

 

Жители Подгородней Макарьевой Слободы и Моложской и Напольной Линии до 1767 года в церковных документах числились бобылями. После реформы, проведенной в Российской империи Екатериной II в 1764 году с целью изъятия церковных и монастырских земельных владений – секуляризации, бывших бобылей этой Слободы в период 1768–1781 годы записывали как «Ведомства Государственной коллегии экономии бывой вотчины Свято Троицкой Сергиевой Лавры села Присек показанной Подгородней Макарьевой Слободы крестьяне» [4]. Затем после 1782 года произошло разделение слободского населения на крестьян и посадских людей. К городу, городскому посаду были приписаны обитатели Моложской Линии, и они стали посадскими людьми. Жители Напольной Линии оставались крестьянами «Подгородней Макарьевой Слободы Присецкой вотчины» [5].

Прапрадед Фёдор Юрьевич Загадашников

Исследование родословия Александры Ивановны Загадашниковой по церковным книгам можно начать с ее прапрадеда Федора Юрьевича Загадашникова – бобыля Моложской Линии Подгородней Макарьевой Слободы. Жену Федора Юрьевича звали «Зиновия Яковлева». 20 апреля 1725 года у «Федора Юрьева» родился сын Василий [6]. Фамилия «Федора Юрьева» отмечена в записи о рождении у него второго сына в 1731 году: «Тое ж Слободы у бобыля Федора Юрьева сына Загадашникова сын Стефан» [7]. Заметим, что в последующие годы отчество Федора «Юрьев» трансформируется сначала в «Егорьев», а затем в «Егоров» – Егорович [8].

Прадед Василий Федорович

К 1744 году у «Федора Егорьева» и его жены было двое детей – Василий и Степан [9]. В 1745 году в церкви Макарьевой Слободы венчался «бобыля Федора Юрьева сын отрок Василий Федоров бежецкого купецкого человека Саввы Иванова сына Стрельникова дочерью его девкой Анной Савиной первым браком» [10]. Стрельниковы жили в приходе церкви Параскевы Пятницы. Отец Анны Савва Иванович умер в 1735 году. Ее мать «Анна Агеева» скончалась в 1755 году [11].

Сведения в церковных документах о семье Василия Федоровича и Анны Саввичны Загадашниковых скудны. Известно, что в 1748 году «у бобыльского сына Василия Федорова» родилась дочь Евдокия. А 23 апреля 1760 года «у бобыля Василия Федорова» родился сын Егор. Через неделю после рождения Егора, 30 апреля, Анна Саввична умерла. Затем 4 мая умер отец Василия «бобыль Федор Юрьев». 19 мая Василий Федорович венчался «оной же Слободы с бобылкой Васильевой дочерью Акилиной полуторным браком». И вторая его жена, вероятно, умерла. К 1763 году его женой стала «Фекла Андронова» [12].

Дед Егор Васильевич

Бракосочетание «купецкого сына Егора Васильева» и дочери умершего дьячка погоста Спас Талицы Бежецкого уезда «Якова Еремеева» Матроны состоялось 5 мая 1784 года. Венчание проходило в церкви Подгородней Макарьевой Слободы [13]. К этому времени Загадашниковы, как жители Моложской Линии, числились посадскими людьми. У вдового Василия Федоровича были дети Иван, Ксения, Прасковья. Здесь же в доме отца жил и сын Егор с женой Матроной – дедушка и бабушка Александры Ивановны Загадашниковой – будущей игуменьи Антонии [14].

К 1797 году сыновья мещанина Василия Федоровича Загадашникова Егор и Иван стали купцами. У Егора с Матроной к тому времени имелись дети  Петр, Анна, Иван, Петр [15]. Еще один сын Иван родился у них 20 февраля 1798 года: «Города Бежецка у купца Егора Васильева Загадашникова жена Матрона Яковлева родила сына Ивана» [16]. В документах братьев различали или по возрасту, или как Иван Большой и брат его Иван или Иван Меньшой. 7 февраля 1801 года купец Егор Васильевич Загадашников умер. Через неделю, 14 февраля умер его шестнадцатилетний сын Петр. Матрона Яковлевна осталась с четырьмя детьми: Анна 11, Иван 10, Петр 8, Иван 7 лет [17]. Ревизские сказки 1816 года показывают, что все три брата Иван, Петр и Иван Загадашниковы состояли в купеческом сословии третьей гильдии. Старшие братья Иван и Петр были женаты, Иван Меньший холост [18].

Родители Иван Егорович и Марья Васильевна Загадашниковы

Из этой семьи Загадашниковых нас интересует, как отец будущей игуменьи, Иван Меньший. Известно, что в 1823 году он жил в родном своем доме. В том году у его братьев Ивана Большего и Петра родились сыновья. Восприемником каждого младенца-племянника был «того ж дому брат его родной купецкой сын Иван Егоров Загадашников Меньший» [19].

При отсутствии документов после 1823 года остается неисследованным период жизни Ивана Егоровича до 1830 года. Известно только то, что в 1830 они уже с женой Марьей Васильевной жили в доме вдовца Егора Егоровича Ревякина в приходе Введенской церкви, которому, как написано в исповедной ведомости, Иван Егорович приходился племянником [20]. Жена Егора Егоровича Прасковья Дементьевна была из семьи мещанина Дементия Яковлевича Бардина. К тому времени она уже умерла. Детей у них не было. Исследовать, каким же племянником приходился Иван Егорович Егору Егоровичу Ревякину, не представляется возможным. Происхождение жены его Марии Васильевны тоже не удалось установить.

3 мая 1832 года «У Бежецкого купецкаго сына Ивана Егорова Загадашникова и законной его жены Марьи Васильевой» родилась дочь Александра, которая и станет второй настоятельницей Бежецкого женского Благовещенского монастыря игуменьей Антонией. Восприемниками ее были «Бежецкий купец Егор Егоров Ревякин и умершего купца Егора Васильева жена вдова Матрона Яковлева» – бабушка новорожденной [21]. 10 августа 1838 года мать Александры Марья Васильевна умерла «от родов» [22]. «Бежецкий купец Иван Георгиев Загадашников» сочетался вторым браком с дочерью мещанина Ивана Федоровича Голубочкина девицей Екатериной 5 ноября 1839 года [23]. К 1850 году Иван Большой и его брат Иван Меньший Загадашниковы были «переписаны из купечества в мещане». Как написано в ревизской сказке 1850 года, в семье у Ивана Меньшого была жена «2 брака Екатерина Иванова» и дочери от первого брака Александра и Екатерина [24]. Третий их брат Петр так и оставался купцом 3 гильдии до своей смерти в 1757 году [25].

Родственные связи между Любовью Алексеевной Ососковой и Александрой Ивановной Загадашниковой.

В дополнение к родословию настоятельниц Бежецкого женского Благовещенского монастыря нужно отметить, что Любовь Алексеевна Ососкова и Александра Ивановна Загадашникова были в родстве, правда, не в кровном. При изучении метрических книг и исповедных ведомостей церквей города обращает на себя внимание то, что иногда в записях о рождении или о браке Загадашниковых присутствуют в качестве восприемников или свидетелей, поручителей Петуховы, а у Петуховых Загадашниковы. Для примера приведем выписку о рождении младенца из метрической книги церкви Рождества Богородицы в Макарьевой Слободе за 1823 год: «У купецкого сына Петра Егорова Загадашникова жена Марья Васильева родила сына Николая… Восприемники того ж дому брат его родной купецкой сын Иван Егоров Загадашников Меньший и мещанина Алексея Сергеева Петухова жена Параскева Ильина» [26]. Вспомним, что Алексей Сергеевич и Прасковья Ильинична Петуховы –это родители Любови Алексеевны Ососковой.

Далее. В метрической книге церкви Рождества Иисуса Христова 1817 года, прихожанами которой были те же Петуховы, записано, что «Купецкого сына Петра Сергеева Петухова жена Анна Егорова родила дочь Наталью...» Восприемниками Натальи были «Купецкой сын Алексей Сергеев Петухов и купецкая жена вдова Матрона Яковлева Загадашникова» [27]. Петр Сергеевич Петухов – это брат отца Любови Алексеевны Ососковой, ее родной дядя. А Матрона Яковлевна – это бабушка Александры Ивановны Загадашниковой. Известно, что большей частью в восприемниках младенцев или поручителях при женитьбе чаще были родственники. Исходя из приведенных примеров, можно предположить, что эти семьи Петуховых и Загадашниковых были родственными.

Действительно так. Жена дяди по отцу Любови Алексеевны Ососковой Петра Сергеевича Петухова Анна Егоровна была из того рода Загадашниковых, из которого и происходила вторая настоятельница Бежецкого Благовещенского женского монастыря Александра Ивановна. Это подтверждается записью о браке в метрической книге Христорождественской церкви 1812 года: «Купца Сергея Дмитриева Петухова сын Петр Сергеев того ж города после умершего купца Егора Васильева Загадашникова с дочерью девицей Анной первым браком». Свидетелями при бракосочетании, как сказано в документе «поезжане»,  были купеческие дети Алексей Сергеевич Петухов и Иван Егорович Загадашников, мещане Петр Арсеньевич Петухов, Яков Сергеевич Тыранов, мещанский сын Иван Алексеевич Серков [28]. Из сказанного вытекает, что Анна Егоровна приходилась тетушкой Александре Ивановне Загадашниковой. Проще, может быть, сказать так: дядя Любови Александровны Ососковой был женат на сестре отца Александры Ивановны Загадашниковой – родной ее тетушке. Вот такая родственная связь была между первыми настоятельницами Бежецкого женского Благовещенского монастыря.

Первая настоятельница Бежецкого Благовещенского общежительного монастыря игуменья София 18 мая 1892 года скончалась, а на ее место указом Святейшего Синода назначена казначея этого монастыря монахиня Антония, которая 2-го августа возведена в сан игуменьи. «Вместе оне начинали монашескую жизнь, вместе ходили к о. Адриану и о. Петру, вместе основывали монастырь в Рыбинске, вместе созидали и сию обитель Благовещения, вместе и покоятся» [29].

 

Приложение

 

Послужной список Настоятельницы Бежецкого Благовещенского женского Общежительного монастыря. 1900 год.

 

1. Настоятельница Игуменья Антония

2. 63 л.

3. Обучалась Чтению и письму.

4. Из мещан. В миру называлась Александра.

1879 года 2 го дня декабря пострижена в монашество в Бежецком Благовещенском монастыре

5. По указу Ярославской Духовной Консистории определена в число послушниц Рыбинского Софийского монастыря 1864 г. 27 ноября.

По указу Тверской Духовной консистории перемещена в Бежецкую Благовещенскую общину. 1869. 18 февраля.

По указу той же консистории назначена на должность казначеи. 1873 г. 13 января.

Облечена в рясофор в Бежецком Благовещенском монастыре 1879. 17 сентября.

За заслуги по духовному ведомству получила благословение святейшего Синода с грамотою. 1890 г. 1 апреля.

Высокопреосвященнейшим Саввою возведена в сан Игумении. 1892 г. 2 августа.

Кроме Софийского и Благовещенского монастырей, ни в каких монастырях послушаний не проходила и перемещений из одного монастыря в другой не было.

По представлению Тверского Епархиального начальства награждена наперсным крестом, выданным от Святейшего Правительствующего Синода 1899 г. 7/27 апреля.

Утверждена в звании попечительницы церковно-приходской школы при монастыре. 1899 г. 8 ноября.

Бежецкого Благовещенского монастыря настоятельница [30].

 


[1]   Дворников, А. С. Город Бежецк и Бежецкий край: Очерки по истории и археологии / А. С. Дворников. – Тверь: Русская провинция, 1996 г. – 128 с.  С. 76.
[2]   Там же. Ед. хр. 17890. Л. 39 об.; 17895. л. 54; 17905. Л. 69; 17919. Л. 105.
[3]   Александр Иванович Менде – российский генерал-лейтенант, картограф.
[4]   ГАТО. Ф. 160. Оп.1. Ед. хр. 17853. Л. 49.
[5]   Там же. Ед. хр. 17879. Л. 49; 17880. Л. 50–51
[6]   ГАТО. 160. Оп.1. Ед. хр. 32813. Л. 109.
[7]   Там же. Ед. хр. 15387. Л. 20.
[8]   Доктор филологических наук А. В. Суперанская объясняет образование имен Юрий и Георгий так: «Имена Юрий и Георгий образовались в русском языке из одного и того же греческого имени Георгиос. У греков это имя было эпитетом Зевса и означало земледелец. По преданию, Зевс покровительствовал земледелию и земледельцам. В русском языке это имя, как заимствованное, появилось в X веке. Но по законам древнерусского языка в то время невозможно было произнести в начале слова мягкое г перед е. Имя превратилось в Еорий и затем в Юрий. Повторное заимствование этого имени произошло в XVII веке при исправлении церковных книг. Оно опять было записано в форме Георгий, но опять фонетические законы русского языка, несколько изменившиеся к тому времени, не допустили такого произношения в русском языке. Имя изменилось на Егоргий, Егорий, Егор.
       Лишь в XIX веке, с развитием грамотности, некоторые стали произносить это имя как Георгий (именно в такой форме оно было написано в церковных календарях). Но в конце XIX века появился особый жанр дружеских календарей, где была такая справка: «Георгий — по русскому произношению Егор». Так три разных имени развились фактически из одного и того же источника».
// Суперанская А. В. Георгий, Юрий, Егор // Наука и жизнь. 2000. – № 3.  – С. 26.
[9]   Там же. Ед. хр. 17784. Л. 47.
[10] Там же. Ед. хр. 15395. Л. 15 об.
[11] Там же. Ед. хр. 15392. Л. 17 об.; 15405. Л. 10 об.
[12] Там же. Ед. хр. 15398. Л. 19; 15409. Л. 17, 17 об., 17844. Л. 51.
[13] Там же. Ед. хр. 15431. Л. 26 об.
[14] Там же. Ед. хр. 17881. Л. 30.
[15] Там же. Ед. хр. 18892. Л. 60.
[16] Там же. Ед. хр. 15573. Л. 26; Ед. хр. 15446. Л. 22.
[17] Там же. Ед. хр. 15450. Л. 27 об.; 17896. Л. 44.
[18] Ревизские сказки на купцов, мещан и дворовых людей гор. Бежецка за 1816 год (7 ревизия) // Там же. Ф. 312. Оп. 6. Ед. хр. 305. Л. 12 об. – 13
[19] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Ед. хр. 15472. Л. 127 об.
[20] Там же. Ед. хр. 17918. Л. 74.
[21] Там же. Ед. хр. 15482. Л. 79.
[22] Там же. Ед. хр. 15493. Л. 136 об.
[23] Там же. Ед. хр. 15494. Л. 168 об.
[24] Там же. Ф. 312. Оп. 6. Ед. хр. 682. Л. 98 об. – 99.
[25] Там же. Ед. хр. 921. Л. 40 об. – 41.
[26] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Ед. хр. 15472. Л. 127 об.
[27] Там же. Ед. хр. 15446. Л. 32 об.
[28] Там же. Ед. хр. 15461. Л. 32 об.
[29] Хильтов И. А. Историческая записка о Бежецком Благовещенском женском монастыре.– Тверь, 1911. – 51 с. С. 43.
[30] ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Ед. хр. 110. В оригинале документ составлен в виде таблицы.

 

 


 

 

Фотографии и реконструкции С.В. Бривера:
— Вторая настоятельница Бежецкого Благовещенского монастыря игуменья Антония
— Мемориальная доска с информацией о Бежецком Благовещенском монастыре
— Основание Памятного креста с информацией об игуменьи Антонии
— Памятный крест и мемориальная доска на месте первого Бежецкого Благовещенского монастыря